Вечная память Человеку, вечная память Творцу...
Театральная Россия еще не опомнилась от печальнейшей вести о внезапной смерти драматурга Алексея Казанцева, еще не вышли некрологи в свежих газетах, как вчера ночью пресс-служба всемирно известного ташкентского театра «Ильхом» распространила ужасающую новость: убит создатель «Ильхома» Марк Вайль.
Против режиссера совершено целенаправленное, заранее заготовленное преступление. Около 11 часов ночи вчера, 6 сентября, Марк Вайль возвращался домой после последней репетиции пьесы Эсхила «Орестея» (премьера должна была состояться 7 сентября).
В подъезде дома его уже поджидали двое неизвестных в черных бейсболках и майках. Они нанесли режиссеру несколько ножевых ранений в живот и удары по голове. Смертельного раненного Марка Вайля увезли в больницу, где он через некоторое время скончался на операционном столе под ножом хирурга.
Театр «Ильхом» и Марк Вайль – это живая легенда постсоветской и советской театральной культуры, единственный всемирно известный театр из Средней Азии, первое в СССР негосударственное театральное образование. Два года назад Театр наций на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда с триумфом провел гастроли «Ильхома» к 30-летию этого уникального русского театра в Узбекистане. Марк Вайль был деятельной, кипучей натурой, объединившей людей в сложной культурной ситуации русского анклава в Средней Азии. Выходцы театра «Ильхом» – это теперь столичный актер театра и кино Виктор Вержбицкий, клипмейкер и режиссер Тимур Бекмамбетов, режиссер Бахтиер Худойназаров. Марк Вайль много ставил в Москве, в частности по приглашению театра имени Моссовета (его много раз приглашали в Москву насовсем, но для Вайля было принципиальным работать в Ташкенте), – его московские работы всегда отличались идеальным стилем, безупречной работой с актерами. Вайль был крепким, талантливым профессионалом, всегда пребывавшим в прекрасной форме, умевшим работать как со своей труппой, так и с чужими звездами. Его ташкентская «прописка» ему никогда не мешала быть самим собой – ярким, искрометным, радушным, супердеятельным. Себя он называл человеком мира.
Ташкентский «Ильхом» был актерской лабораторией. Все 30 лет «Ильхом» – поисковый, постоянно экспериментирующий театр. Вайль ставил спектакль по технике вербатим – о духовной сумятице и чересполосице русско-узбекского города Ташкента, столь похожего на Вавилон. Он делал классику – Чехова, Шекспира, занимался современной пьесой. Он занимался фольклором, узбекским театральным жанром масхарабоз, различными культурными пересечениями Он вводил в драматические спектакли восточную пластику. Он делал спектакль об исламских корнях поэзии Пушкина. Его театр часто ездил в европейские и азиатские туры, неизменно через Москву, где не так уж редки были гастроли «Ильхома», во время которых театральная касса моментально пустела. В Москве «Ильхом» обожали.
В последние годы театр занялся античной драмой. И в тот же момент роковые трагедии стали преследовать «Ильхом». Еще свежи воспоминания о том, как во время последних московских гастролей квартиру, где жили артисты «Ильхома», подожгли злоумышленники. За жизнь Евгения Дмитриева неделю боролись врачи, но безрезультатно: артист скончался в Москве от ожогов. Теперь новая трагедия, и снова с явственным криминальным следом.
«Ильхом» был театром, где нередко шли спектакли с явным, откровенным гомосексуальным началом. Марк Вайль, в особенности в последние годы, отдавал должное гомоэротической эстетике в театре. Совершенно очевидно, что это первое, что приходит в голову, когда узнаешь о преднамеренном убийстве режиссера.
Театр «Ильхом» всегда ставили в пример, когда говорили об отсутствии цензуры в Узбекистане. Само благополучное 30-летнее бытование театра с явным гомосексуальным уклоном внутри исламской страны было нонсенсом, оксюмороном. Вероятно, в последние годы счастливое стечение обстоятельств сошло на нет – в Узбекистане нашлись силы, желающие помешать «неправильному» театру.
С трагической гибелью Марка Вайля кончилось не только мнимое благополучие независимой культуры в стремительно «зеленеющей» Средней Азии. Исламизация региона прежде всего угрожает именно культуре. Убийство главы театра «Ильхом» может самым существенным образом повлиять на изменение культурного климата в Узбекистане и Средней Азии вообще. «Ильхом» был не просто театром, но культурным центром русской культуры, русского языка, этники, музыки. Он регулярно проводил собственные фестивали, режиссерские лаборатории, мастер-классы, встречи, чтения пьес. «Ильхом» был центром русской и авангардной культуры Средней Азии, где с театром ситуация и раньше была, а теперь и втройне неблагополучная. Физическое уничтожение Марка Вайля – главного пассионария региона – может означать гибель негосударственной независимой русской культуры в Ташкенте и за его пределами. Именно поэтому это безусловно политическое убийство.
Осиротевшие ильхомовцы решили, что премьеру античной трагедии Эсхила «Орестея», 7 сентября, они сыграют несмотря ни на что.
Источник:Взгляд
----
Церемония прощания c Марком Вайлем
Церемония прощания с Марком Вайлем состоится 12 сентября с 12:00 до 14:00 в выставочном зале театра «Ильхом». Информация по гражданской панихиде в Москве уточняется.
Источник: Blog Afisha
----
Марк Вайль
МАРК ВАЙЛЬ - основатель и художественный руководитель первого в бывшем СССР, и до сих пор единственного в Узбекистане, не государственного театра Ильхом. Под художественным руководством Марка Вайля были проведены международные театральные фестивали «Театр: Восток-Запад» (1993) и «Ильхом-ХХ» (1996). Один из организаторов Международного Фестиваля современной музыки и театра «Ильхом-ХХ».
Марк Вайль ставил спектакли в Ташкенте (Узбекистан), Москве (Россия), Болгарии, Югославии, США. Многие его спектакли, такие как «Мещанская свадьба»(В.Брехта), «Кломадеус», «Счастливые нищие»(по К.Гоцци) были представлены на международных фестивалях в Австрии, Голландии, Югославии, Ирландии, Норвегии, Германии, США и др. Он также является автором многих телевизионных фильмов. Его последняя большая работа - документальный фильм «Конец века. Ташкент»был показан на международных фестивалях в Голландии, Германии и Франции. В 1995 году Марк Вайль открыл Школу драматического искусства при театре Ильхом. Читал лекции в школах драматического искусства и университетах в разных странах: Ташкентский театрально-художественный институт (Узбекистан), Московская Академия театральных искусств (Россия), Колумбийский университет (Нью-Йорк, США), Университет штата Вашингтон (Сиэтл, США), Гавайский университет (Гонолулу), Университет штата Северная Айова, Университет штата Калифорния (Лонг Бич), школы драматического искусства Осло (Норвегия) и Болоньи (Италия). Последние постановки Марка Вайля в Ташкенте и Сиэтле: «Квартал Тортилья-Флэт»по Джону Стейнбеку (театр Ильхом) - приз за лучшую режиссуру (1996) на Фестивале театров Узбекистана, «Носороги» по Э.Ионеско - совместная постановка Ильхома и Кэрролл-колледжа (штат Висконсин, США), «Мольер» по Михаилу Булгакову в California Repertory Company (США), «Король Юбю» А.Жарри - совместная постановка театра Ильхом и Немецкого драматического театра г.Алматы (Казахстан), «Братья и Лиза»А.Казанцева, «Портрет мадмуазель Таржи» И.Елагина, «Бесплодные усилия любви»В.Шекспира, «Подражания Корану» А.Пушкина, «Art»Я.Реза, «Лаборатория доктора Чехова" А.Чехова, «Что случилось в зоопарке?»Э.Олби, «Радение с гранатом» М.Вайль, Дм.Тихомиров.
Последние постановки Марка Вайля в Москве: «Двенадцатая ночь»по В.Шекспиру (театр им.Моссовета, Москва), «Дамская война»по Э. Скрибу (театр им.Моссовета, Москва), «Дон Жуан» Ж.Б.Мольера (Москва, агентство «Арт-Партнер»).
Международные проекты театра "Ильхом", осуществленные под руководством Марка Вайля в последнее время:
2005 г. - руководитель Лаборатории молодых режиссеров Центральной Азии и Казахстана - совместный проект театра «Ильхом» и Швейцарского бюро по развитию и сотрудничеству. 2003 г. - «Самоубийца» Николай Эрдмана - School of Drama Вашингтонского Университета г.Сиэтла (США) 2002 г. - «Подражания Корану» А.Пушкин - Мировая премьера была представлена на Рурском Международном театральном фестивале (Реклингхаузен, Германия). 2001 г. «Бесплодные усилия любви»В.Шекспир. Совместно - Folkwang-Hochschule Эссенского Университета (Германия), Yoram Loewenstein Studio г.Тель-Авива (Израиль), School of Drama Вашингтонского Университета г.Сиэтла (США) и театр «Ильхом» - Мировая премьера была представлена на Рурском Международном театральном фестивале (Реклингхаузен, Германия). 2000 г. - Премьера совместного проекта - «Медея/Алкеста» Еврипида - на Европейском Театральном Фестивале в Германии - театр «Ильхом» и Европейский Театральный Фестиваль (Реклингхаузен). 1998 г. Премьера совместного проекта - «Отель Вавилон» - на Европейском Театральном Фестивале в Германии - театр «Ильхом» и модерн-балет «Shapiro&Smith Dance» (США) 1998 г. - Премьера совместного проекта - «Король Юбю» А.Жарри - театра «Ильхом» и Немецкий драматический театр из Алматы (Казахстан) 1997 г. - «Носороги» Э.Ионеско - совместная постановка театра «Ильхом» и Кэрролл-колледжа (штат Висконсин, США)
Источник: Театр Ильхом
----
Администрация сайта G.Woo Be.Uz и радиовещания "RADIOSHOCK IN THE TASHKENT" скорбит и соболезнует родственникам и друзьям Мастера.
Такие Люди, как Марк, не умирают, они всегда с нами... в наших сердцах и в наших душах. Их Творчество вечно... |